Parakstīties jaunumiem pa e-pastu!
Piekrītu tam, ka mani personīgie dati tiks ievākti, apstrādāti un glābāti www.gestalt.lv mājaslapas sistēmā.

Nenobriedusi mīlestība saka: “es mīlu tevi, jo man vajag tevi.”
Nobriedusi mīlestība saka “Man vajag tevi, jo es mīlu tevi.” Ēriks Fromms



Дидактическая модель работы с групповым процессом

Гронский Андрей, Пушкина Татьяна

Российский гештальт. / Под. Ред. Н.Б. Долгополова, Р.П. Ефимкиной. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2001. – С. 57-59.

Знание групподинамических закономерностей и умение работать с внутригрупповыми взаимодействиями являются залогом успешного проведения всех тренинговых и терапевтических групп, независимо от структуры конкретного группового тренинга и теоретической ориентации ведущего. Кроме того, группы, центральной темой которых является внутригрупповое взаимодействие, обладают особым  терапевтическим воздействием в силу того, что живое прояснение отношений между участниками — высказывание своих опасений, выражение ненависти, любви, заботы, доверия и недоверия — наиболее близко к реальности повседневного общения. Моделирование ситуаций через ролевую игру может приводить к мощным субъективно переживаемым и внешним (зрительским) эффектам, связанным с бурным выплеском эмоций, но этот опыт не всегда легко интегрировать в реальное общение со значимыми  другими. Сказывается различие параметров игровой ситуации и ситуации реального общения с этими значимыми другими. В динамической же группе участники сталкиваются с необходимостью общаться не со своей материализованной проекцией, а с живым человеком, который, с одной стороны, напоминает кого-то из жизни клиента — отца, мать, жену, начальника, с другой, абсолютно волен давать свои непосредственные человеческие реакции  (разумеется, не выходящие за рамки правил безопасности), что побуждает клиента вести себя  не импульсивно, а находить наиболее соответствующие ситуации способы поведения (адекватный язык, адекватный диапазон проявления эмоций).

Хотя существует много работ, где описываются закономерности групповой динамики (стадии развития группы, групповые нормы, роли, потребности и пр.), нам не удалось обнаружить ясной парадигмы действий ведущего динамической группы. Насколько нам известно, большинство ведущих обучаются эмпирически, методом проб и ошибок. Мы столкнулись с насущной необходимостью формулирования ясной эксплицитной модели действий руководителя динамической группы в период проведения обучающего тренинга, посвященного работе с групповым процессом. Результаты наших размышлений мы обобщили в нашей статье. Данная работа не претендует на концептуальные новшества. Ее цель — создать такую структуру изложения техники гештальт-терапии, которая могла бы быть подспорьем ведущим, которые начинают работать с групповым процессом. Изложенный материал сгруппирован в 4 основных разделах:

1.      Концепция цикла актуализации и удовлетворения потребности и групповой процесс.

2.    Компоненты терапевтически эффективного группового взаимодействия и функции ведущего.

3.      Инструментарий ведущего.

4.      Примерные алгоритмы действий ведущего.

1. Концепция цикла актуализации и удовлетворения потребности и групповой процесс

Концепция цикла опыта (цикла актуализации и удовлетворения потребности) определяет стратегическое направление действий ведущего. В процессе взаимодействия участники осознают свои чувства и связанные с ними потребности, осуществляют выбор объекта, т.е. другого участника, с помощью которого может быть удовлетворена эта потребность, предпринимают действия необходимые для удовлетворения потребности (выражают агрессию, симпатию, спрашивают об отношении к себе и пр.). Если опыт ассимилируется, то удовлетворение данной потребности будет более легко проходить и вне группы. Если большинство участников испытывают одну и ту же доминирующую потребность, она становится групповой потребностью. Актуализация насущной групповой потребности сопровождается нарастанием напряжения в группе, ее удовлетворение — спадом напряжения. Удовлетворение индивидуальной потребности наиболее вероятно, если она совпадает с групповой.

Задача ведущего заключается в том, чтобы направлять групповое взаимодействие таким образом, чтобы оно способствовало удовлетворению доминирующих групповых потребностей.    Движение группы по циклу опыта на практике не является линейным процессом — в реальности, группа останавливается на различных стадиях цикла и возвращается к предыдущим стадиям, переключается на удовлетворение замещающих базовую потребностей (например, уход от реального контакта через поверхностные разговоры, отреагирование агрессии на «козла отпущения»).  В удовлетворении групповой потребности  в большей или меньшей степени участвуют все члены группы. Роль участника, активно влияющего на удовлетворение потребностей группы (будем называть его участником-«катализатором») переходит от одного члена группы к другому. Каждый из них вносит вклад в продвижение группы по циклу опыта.  Ведущий переключает внимание группы и поддерживает того участника, который позволяет двигаться дальше по циклу групповой потребности, временно оставляет того, кто останавливается из-за недостатка ресурса. Потребности участников в групповом взаимодействии могут удовлетворяться как через активные действия, так и через идентификацию с активно действующими участниками.

Из структуры цикла опыта и особенностей группового контекста вытекает функциональная структура действий ведущего. Рассмотрим это далее.

2.      Компоненты эффективного группового взаимодействия и функции ведущего

Также как прохождение группы по циклу опыта на практике не является линейным процессом, так и алгоритм действий ведущего лишь достаточно условно можно описывать в виде линейной схемы. Логичнее было бы говорить о компонентах эффективного группового взаимодействия, на которые по мере необходимости оказывает влияние ведущий. На наш взгляд эти компоненты следующие:

1.      Осознание участниками чувств по отношению друг к другу.

2.      Активность внутригруппового взаимодействия.

3.      Осознание участниками потребностей.

4.      Осознание механизмов сопротивления.

5.      Наличие действий по удовлетворению потребностей.

6.      Ассимиляция приобретенного опыта.

Направления действий ведущего соответствуют названным шести компонентам. Ведущий способствует активизации и осознанию чувств, катализирует внутригрупповое взаимодействие, помогает участникам в осознании их потребностей, оказывает помощь в совершении действий по удовлетворению потребностей и в ассимиляции полученного опыта. Действия ведущего основываются на анализе группового процесса. Основные вопросы, на которые ведущий отвечает себе, также соответствуют перечисленным компонентам:

1.   Насколько участники осознают свои чувства? Насколько осознается объект, на который направлены эти чувства?

2.      Насколько активно происходит групповое взаимодействие? Кто может сыграть роль «катализатора»?

3.      Насколько участники осознают свои потребности, мотивы своих действий? Какова доминирующая групповая потребность?

4.        Какие сопротивления действуют в группе? Насколько они осознаются?

5.  Насколько удовлетворяются потребности? Совершаются ли действия по удовлетворению потребностей? Насколько эти действия эффективны?

6.        Ассимилируются ли групповой полученный опыт? Что препятствует ассимиляции?

Для опытного ведущего список вопросов может быть существенно расширен.

Повторим, что действия ведущего не носят характер строгой линейной последовательности. Точнее, такую последовательность они могут иметь в некоторых случаях, как правило, на начальных этапах развития группы. По мере того как группа осваивает групповое взаимодействие, она начинает самостоятельно осуществлять перечисленные функции. Кроме того указанные процессы зачастую идут параллельно: чувства осознаются одновременно с взаимодействием, сопротивление при попытках совершать действие по удовлетворению потребностей и т.д. Участники активно включаются в групповое взаимодействие, находясь на разных этапах цикла опыта. Ведущий активно вмешивается тогда, когда наблюдаются «пробелы» в эффективном функционировании группы. Например, если в живо общающейся группе плохо осознаются чувства, он фокусирует внимание участников на эмоциональном опыте, если, напротив, вяло происходят межличностные взаимодействия, ведущий побуждает участников более активно вступать в контакт.

Метафорически роль ведущего группы можно сравнить с ролью лодочника, плывущего по течению реки. Вначале, чтобы отплыть от берега, он делает несколько энергичных гребков веслами. Затем из гребца он превращается в рулевого, который маневрируя веслами не позволяет течению натолкнуть лодку на мель или прибить к берегу. Весла в этой метафоре — ни что иное, как инструменты ведущего, которые он использует для руководства групповым процессом.

download pdf
Uz augšu